Основная информация
Боянская Церковь (Boyana Church), расположенная в Софийском пригороде у подножия горы Витоша (Mt. Vitosha), является одним из немногих полностью сохранившихся средневековых памятников монументальной европейской живописи. Боянская церковь внесена в Мировой список наследия Юнеско.
Боянская церковь состоит из трех приделов. Самая старая восточная церковь построена 10-м веке. В начале 13-го века она расширена Себастократором Калояном (Sebastocrator Kaloyan) и его женой Десиславой (Desislava), приказавшими установить рядом с восточной церковью второе двухэтажное здание. В начале 19-го столетия на пожертвования местного общества церковный ансамбль был дополнен третьей церковью.
Восточная церковь представляет собой здание с одной апсидой, поперечным сводом и встроенными крестообразными опорами. На первом этаже второй церкви находится семейный склеп Себастократора Калояна и его жены Десиславы с полуцилиндрическим хранилищем и двумя арками на северной и южной стенах. На втором этаже – семейная часовня. Внешний интерьер церкви украшен керамическим декором.
Первый слой фресок, первоначально покрывавший всю восточную церковь, датируется 11–12-м веками. Фрагменты фресок сохранились в нижней части апсиды, на северной стене, в верхней части западной стены и южном хранилище.
Согласно надписи на северной стене второй церкви, второй слой фресок датируется 1259 годом. Те фрески были положены поверх более раннего слоя группой неизвестных живописцев Турновской школы (Turnovo School of Painting), которые также расписали двухэтажную церковь Себастократора Калояна.
Фрески 1259 года принесли Боянской церкви мировую известность. Следуя канонам живописи, установленным Седьмым Вселенским Советом в Нисае (Nicaea) в 787 году, художники изобразили более 240 фигур. По мнению экспертов, боянские фрески сыграли важную роль в развитии средневековой болгарской и европейской живописи. Это подлинные шедевры безупречной техники исполнения, психологической глубины, законченности и реализма.
Помимо изображений Христа Спасителя, Богородицы с архангелами, евангелистов Матвея (Matthew), Марка (Mark), Луки (Luke), Иоанна (John) и многочисленных святых, фрески расписаны сценами главных церковных праздников и страстей Христовых.
Жизнь св. Николая, покровителя торговцев и моряков, изображена в 18 сценах в притворе вторая церкви. Выразительные реалистические портреты дарителей Себастократора Калояна и его жены Десиславы, а также болгарского царя Константина Асена Тихого (Constantine Asen Tikh) и царицы Ирины (Irina) написаны с потрясающей точностью и исключительным чутьем. Сегодня это самые старые портреты болгарской живописи.
Самые поздние фрески изображают сцену Представления Девы Марии (the Presentation of the Virgin) 14-го века, портрет св. Николая (St Nicholas) 16–17-го веков, и Представление двух главных святых Боянской церкви – св. Николая и св. Пантелеймона (St Panteleimon) 1882 года.